Сегодня решил написать о названиях лекарств и их отличиях. Сначала познакомлю с классификацией (если говорить более научно, с номенклатурой лекарственных препаратов). Каждый препарат одновременно имеет три названия:
полное химическое название;
международное непатентованное название (МНН);
торговое название (в свою очередь, его относят к брендам или к дженерикам).
Каждое лекарство (если это не смесь) имеет свое полное химическое название, которое чаще всего трудно даже прочитать, а не только произнести или запомнить. Например, полное химическое название Виагры выглядит так: 1-[[3-(6,7-дигидро-1-метил-7оксо-3-пропил-1H-пиразоло[4,3-d]пиримидин-5-ил)-4-этоксифенил]сульфонил]4-метилпиперазинцитрат. Впечатляет? Поэтому полное химическое название препаратов употребляется только во вкладышах к лекарствам (аннотациях), справочниках да научных трудах.
Поскольку химическим названием пользоваться очень неудобно, у каждого препарата есть единое официально принятое международное непатентованное название (сокращенно МНН, запомните словечко). Для Виагры это силденафила цитрат, для аспирина — ацетилсалициловая кислота. Именно эти названия употребляются в научной литературе, врачами и студентами.
упаковка препарата
Аккупро — торговое название.
Квинаприл — МНН.
Если вы когда-нибудь покупали лекарства, то видели, что большинство из них имеет 2 названия, написанные на упаковке. Одно — большими буквами (торговое название), второе — чуть пониже и более мелкими (МНН).
То название, что написано большими буквами, называется торговым названием (его также называют патентованным и коммерческим). У каждой фирмы-производителя оно свое. Это делается для того, чтобы рекламировать препарат именно своего производства. Фирменное название быстрее отложится в голове потребителя.
В свою очередь, все торговые названия делятся на оригинальные препараты (бренды) и дженерики.
Оригинальный препарат (брендовый препарат, бренд) — так называют торговое название препарата той фирмы, которая стала первой в мире выпускать данный препарат. Например, силденафила цитрат (МНН) был впервые разработан американской фирмой Pfizer, которая назвала его Виагрой (оригинальное, или патентованное, название). На разработку 1 препарата уходит 5-15 лет, тратятся сотни миллионов долларов. Поэтому компания-разработчик изготавливает максимально качественный препарат и патентует его. Патент действует 5 лет, в течение которых другие фармацевтические компании не имеют права производить лекарства с таким же МНН. Кстати, 90% новых лекарств разрабатывается именно на деньги фармацевтических фирм. Чтобы вернуть расходы на внедрение брендового препарата, получить прибыль, проводится агрессивная рекламная компания. Это реклама препарата в мед. изданиях, на выставках, лекции для студентов и врачей с раздачей буклетов, бесплатных пакетов и ручек с логотипом фирмы или названия препарата. Раздают также блокноты, бумаги для записей, календарики, рекомендации для вручения пациентам.
упаковка препарата
Патент на монопольное производcтво препарата действует 5 лет. Спустя это время другие фармацевтические фирмы получают право выпускать это же МНН (международное непатентованное название) под собственным (торговым) названием. Такие препараты называются дженериками (generics). Расходы этих фирм существенно меньше (им не надо траться на разработку), поэтому и стоят дженерики дешевле (разница ощутима — в несколько раз). В последние несколько десятилетий потребление дженериков растет, а покупка оригинальных препаратов в процентном соотношении снижается. Кстати, ВОЗ рекомендует использовать именно качественные дженерики (они дешевле).
упаковка виагры
Примеры дженериков для Виагры: Силагра, Эдегра, Каверта, Пенегра, Камагра и т.д., есть много российских дженериков (сам видел в аптеке). В Беларуси тоже делают дженерик Виагры под названием Потенцагра. У оргинального препарата может быть до 200-300 дженериков. Запомнить все очень трудно, тут помогает уже упомянутое МНН.
Что касается качества конкретного дженерика, то оно зависит от производителя. Если производитель всемирно известный и дорожит своей репутацией, то качество будет не хуже, чем у брендового препарата. И наоборот, дженерики из развивающихся стран чаще стоят дешевле дженериков из развитых стран, но бывают хуже по качеству (или активность препарата слабее, или побочных эффектов больше). Причины простые — плохая степень очистки конечного соединения, недостаточный контроль за производством.
Практический вывод: дженерики не бывают лучше брендовых (оригинальных) препаратов, они в лучшем случае не хуже их. Поэтому если есть деньги, советую лечиться именно оригинальными препаратами (но аккуратнее: они дороже стоят, их чаще подделывают!). Если денег маловато, покупайте дженерики всемирно известных фирм. Если уж совсем мало, то дженерики из развивающихся стран, ориентируясь на эффект от них.
Сейчас в мире используется около 300-350 тысяч лекарств, но это не значит, что любое из них можно купить в аптеке. В каждой конкретной стране в аптеках продаются только те препараты, которые в этой стране зарегистрированы. Например, в Беларуси зарегистрировано около 3 тыс. лекарственных препаратов. Минздрав регулярно обновляет перечень лекарств (несколько сотен названий), которые должны быть в любой аптеке страны.
На практике это означает, что если врач назначил какой-то особый или редкий препарат, то за ним придется ехать в страну, где он зарегистрирован и продается. Сама по себе процедура сертификации лекарственного препарата затратная (проводятся исследования безопасности препарата) и требует оформления большого количества бумаг. Поэтому не удивительно, что на относительно небольшой белорусский рынок попадают далеко не все препараты.
Далее я расскажу, по каким принципам дают названия новым лекарствам, как исследуют безопасность и эффективность новых препаратов, что такое плацебо и доказательная медицина, всегда ли выгодно покупать дешевые препараты. Подписывайтесь на обновления блога!